Встреча прошлого и настоящего. Редкая пьеса обращается к этой теме.
The Moscow TimesIssue 4299
17.12. 2009
Мария Костикова играет девушку, которая обращается за помощью к памятнику Павлика Морозова (Донатас Грудович).
За последние 10 лет драматургия стала самой витальной частью российского искусства.
Владислава Фекете, драматург и директор Театрального института в Словакии, развивает эту мысль. В новом выпуске словацкого журнала «Код» она пишет, что в конце
Одна из причин прорыва российской драматургии в том, что она затрагивает темы и показывает такие характеры, которые мало изведаны другими областями искусств и даже СМИ. Как я уже говорил раньше — и как я скажу еще много раз — если вам действительно интересна Россия, вы не можете пройти мимо молодой российской драматургии. Иначе вы так и не поймете, что происходит в этой стране.
К чему это я?
Я заметил, что во всех многообещающих пьесах, которые
Поэтому я нахожу пьесу Нины Беленицкой «Павлик — мой бог» потрясающим примером новаторства сразу в нескольких направлениях. Однако в постановке Евгения Григорьева в Театре им. Йозефа Бойса (на площадке Актового зала), как мне кажется, использован не весь ее потенциал. Тем не менее я впечатлен, что такой спектакль в принципе существует.
Павлик Морозов — герой одного из самых печальных советских мифов. Как считалось, он донес на своего отца за то, что тот вел себя неподобающим для советского гражданина образом. И за это был убит собственным дедом в 1932 году. В течение многих десятилетий история о том, как сын предал отца, использовалась властями как пример образцового поведения, когда интересы государства ставятся выше человеческих отношений.
Исторические исследования последних лет показали, что история
Но цель драматурга Нины Беленицкой не просто очистить имя Павлика Морозова от лжи, а найти точки соприкосновения этой истории с нашим временем. Ее реальная цель — ответить на вопрос, что значит для современного человека разрыв с собственным отцом, и что значит желать ему зла и даже смерти.
Юная девушка (Мария Костикова) разгневана на своего отца за то, что он бросил семью. Своими размышлениями о том, что в наказание его следовало бы убить, она вызывает дух Павлика Морозова (Донатас Грудович). Павлик пытается вырваться из гипсового памятника, куда он был заключен на десятилетия, и оказывается, что он ничем не может помочь девушке. «Все, что ты обо мне слышала — ложь», — говорит он.
Миф о Павлике, в который она так верила, оказывается фикцией, героиня продолжает искать для себя выход. Она не может смириться с поведением отца. И постепенно она приходит к открытию. Что судьбы других людей сложнее, чем она думала. Что прошлое совсем не так схематично, как изложено в учебниках. И что месть не самый лучший способ решения своих проблем.
Должен признаться, что я ожидал большего от спектакля и пьесы. В пьесе довольно резко перепрыгивает действие с мыслей девушки на историю Павлика. А постановка настолько коротка, что кажется немногим длиннее скетча, который заканчивается почти сразу после того, как начался. Кроме того, многочисленные интерактивные попытки вовлечь зрителей в действо слишком робки, чтобы объединить зал и сцену.
Тем не менее, впечатляет то, что драматург и театр обратили внимание на тему, которую многие пытаются не замечать. Несмотря на все свои недостатки, «Павлик» — это открытая и провокационная декларация того, что сегодняшняя Россия и вчерашний Советский союз — молочные братья. Это ответственность молодых, и пьеса предлагает самому поискать ответ на вопрос, к чему это может привести.
Художник Софья Егорова придумала интересные декорации, состоящие из видеоэкранов, на которые транслируются съемки, сделанные в современной деревне Герасимовке — родине Павлика Морозов. А художник по костюмам Анна Селянина создала эффектный костюм памятника для Грудовича.
Джон Фридман. перевод Нины БеленицкойИсточник: http://www.themoscowtimes.com/arts_n_ideas/article/rare-play-that-looks-at-past-meeting-the-present/396318.php