Встреча прошлого и настоящего. Редкая пьеса обращается к этой теме.

The Moscow Times
Issue 4299
17.12. 2009

Мария Костикова играет девушку, которая обращается за помощью к памятнику Павлика Морозова (Донатас Грудович).

За последние 10 лет драматургия стала самой витальной частью российского искусства.

Владислава Фекете, драматург и директор Театрального института в Словакии, развивает эту мысль. В новом выпуске словацкого журнала «Код» она пишет, что в конце 90-х произошло «невероятное возвращение российского театра и драматургии», и в 2000-е они, наконец, стали «важной частью большого европейского процесса».

Одна из причин прорыва российской драматургии в том, что она затрагивает темы и показывает такие характеры, которые мало изведаны другими областями искусств и даже СМИ. Как я уже говорил раньше — и как я скажу еще много раз — если вам действительно интересна Россия, вы не можете пройти мимо молодой российской драматургии. Иначе вы так и не поймете, что происходит в этой стране.

К чему это я?

Я заметил, что во всех многообещающих пьесах, которые по-разному отражают происходящее в российском обществе, не хватает одной темы — серьезной попытки понять, как соотносится российское настоящее и советское прошлое. Можно подумать, что российские драматурги родились из ничего, как будто они придумали себя сами — в тот момент, как сели за компьютеры и начали писать.

Поэтому я нахожу пьесу Нины Беленицкой «Павлик — мой бог» потрясающим примером новаторства сразу в нескольких направлениях. Однако в постановке Евгения Григорьева в Театре им. Йозефа Бойса (на площадке Актового зала), как мне кажется, использован не весь ее потенциал. Тем не менее я впечатлен, что такой спектакль в принципе существует.

Павлик Морозов — герой одного из самых печальных советских мифов. Как считалось, он донес на своего отца за то, что тот вел себя неподобающим для советского гражданина образом. И за это был убит собственным дедом в 1932 году. В течение многих десятилетий история о том, как сын предал отца, использовалась властями как пример образцового поведения, когда интересы государства ставятся выше человеческих отношений.

Исторические исследования последних лет показали, что история пионера-героя Павлика Морозова выдумана в пропагандистских целях. И единственный достоверный факт — это убийство 14-летнего мальчика собственным дедом.

Но цель драматурга Нины Беленицкой не просто очистить имя Павлика Морозова от лжи, а найти точки соприкосновения этой истории с нашим временем. Ее реальная цель — ответить на вопрос, что значит для современного человека разрыв с собственным отцом, и что значит желать ему зла и даже смерти.

Юная девушка (Мария Костикова) разгневана на своего отца за то, что он бросил семью. Своими размышлениями о том, что в наказание его следовало бы убить, она вызывает дух Павлика Морозова (Донатас Грудович). Павлик пытается вырваться из гипсового памятника, куда он был заключен на десятилетия, и оказывается, что он ничем не может помочь девушке. «Все, что ты обо мне слышала — ложь», — говорит он.

Миф о Павлике, в который она так верила, оказывается фикцией, героиня продолжает искать для себя выход. Она не может смириться с поведением отца. И постепенно она приходит к открытию. Что судьбы других людей сложнее, чем она думала. Что прошлое совсем не так схематично, как изложено в учебниках. И что месть не самый лучший способ решения своих проблем.

Должен признаться, что я ожидал большего от спектакля и пьесы. В пьесе довольно резко перепрыгивает действие с мыслей девушки на историю Павлика. А постановка настолько коротка, что кажется немногим длиннее скетча, который заканчивается почти сразу после того, как начался. Кроме того, многочисленные интерактивные попытки вовлечь зрителей в действо слишком робки, чтобы объединить зал и сцену.

Тем не менее, впечатляет то, что драматург и театр обратили внимание на тему, которую многие пытаются не замечать. Несмотря на все свои недостатки, «Павлик» — это открытая и провокационная декларация того, что сегодняшняя Россия и вчерашний Советский союз — молочные братья. Это ответственность молодых, и пьеса предлагает самому поискать ответ на вопрос, к чему это может привести.

Художник Софья Егорова придумала интересные декорации, состоящие из видеоэкранов, на которые транслируются съемки, сделанные в современной деревне Герасимовке — родине Павлика Морозов. А художник по костюмам Анна Селянина создала эффектный костюм памятника для Грудовича.

Джон Фридман. перевод Нины БеленицкойИсточник: http://www.themoscowtimes.com/arts_n_ideas/article/rare-play-that-looks-at-past-meeting-the-present/396318.php