maptype.com
рецензия Саши ЗеркалёвойПавлик мой бог. Павлик мой миф.
Пьеса Нины Беленицкой «Павлик мой бог» — не столько драматургия, сколько мифотворчество. Один из самых главных и известных архетипов советской эпохи, дающий фору Чапаеву и Штирлицу, — он не просто герой, он воплощение своего дикого и пугливого времени.
Беленицкая пытается осмыслить образ Павлика Морозова
Может показаться, что сюжет здесь очень личный. Автор пьесы признаётся, что сама в детстве мечтала написать жалобу на своего отца, и поэтому подобная идея возникает у главной героини. Но такая история, замешанная на классическом эдиповом комплексе, — более чем общее место, и поэтому внимание привлекает не она. Больше любопытна вторая линия. Почему через столько лет, после сотен разоблачений и развенчаний, девочке в начале двухтысячных является именно Павлик Морозов? Что так зацепило нас, детей, не успевших даже вступить в пионеры, в этом персонаже? За тем, как автор пьесы и режиссёр совместно отвечают на этот вопрос, наблюдать действительно интересно. За ответами мы отправляемся в ту самую Герасимовку, алебастровый Павлик в исполнении Донатаса Грудовича проводит нас по «памятным местам», в том числе по месту своей гибели.
Позже весь зрительный зал вместе с жителями Герасимовки принимает участие в поклонении культу маленького предателя (оставляют у могилы записочки с желаниями и чуть ли не трут памятник на удачу). И здесь всё постепенно проясняется. Для сегодняшнего зрителя, читателя, человека мальчика Павлика Морозова никогда не существовало. Нет уже ни мученика, ни подлеца, — есть